Новини України » Они вернулись. Евробляхерам не помогла растаможка по 1000 евро. Почему они митингуют?

Они вернулись. Евробляхерам не помогла растаможка по 1000 евро. Почему они митингуют?

23 сентября под стенами Верховной Рады прошли сразу несколько митингов. Компанию ФОПам и сторонникам партии ОПЗЖ неожиданно составили владельцы авто на европейских номерах или так называемые “евробляхеры”, чьи проблемы парламент, казалось, решил еще в апреле.

Что опять не так? До конца периода льготной растаможки авто по новому закону осталось около 50 дней. Но из-за “дискриминационных норм” часть автовладельцев не может перевести их на украинские номера, объясняют “евробляхеры”. Уже в ноябре им придется платить штрафы по 170 000 грн.

LIGA.net выясняла, почему так получилось.

100 дней льготной растаможки

Весной казалось, что “евробляхеры” навсегда исчезли из ленты новостей. В апреле парламент проголосовал за два законопроекта – 4643-д и 4644-д.

Авторы обещали, что законы гарантируют действительно доступное растаможивание в пределах 1000 евро, и “это решение – точно последнее”.

15 июня законы вступили в силу. Они позволили  до 10 ноября растаможить на льготных условиях автомобили, которые въехали в Украину до 31 декабря 2020 года, и находятся в режиме временного ввоза или транзита.

Легковое авто должно быть не ниже стандарта Евро-2 (выпущено после 1995 года), грузовое до 3,5 тонн – не ниже стандарта Евро-5 (с 2009 года), но машина не должна быть моложе пяти лет.

В течение 100 дней льготного периода (до 22 сентября) регистрацию по упрощенной процедуре таможенного оформления и налогообложения уже прошли более 40 000 “евроблях”, отчиталась Государственная таможенная служба.

В госбюджет благодаря этому поступило 1,4 млрд грн.

Несовершенные законы и “бляхи” из РФ

Настоящее количество машин на европейских номерах в Украине всегда было слабым местом в решении этой проблемы.

В апреле 2021 года перед принятием законов один из авторов, депутат Слуги народа Александр Ковальчук, сообщил, что в Украине по разным оценкам остается до 500 000 таких транспортных средств.

То есть, на 22 сентября удалось растаможить лишь около 8% от общего количества.

Они вернулись. Евробляхерам не помогла растаможка по 1000 евро. Почему они митингуют?

Так произошло потому, что законы, принятые Радой, содержат целый ряд ограничений, объясняет LIGA.net Станислав Бучацкий, председатель ГС “Институт исследований авторынка”.

В частности, на льготных условиях невозможно оформить электромобили и гибридные авто, так называемые “бусы” до 3,5 тонн и ниже Евро-5 (с 2009 года).

“Самая большая группа недовольных – владельцы “евроблях”, которые были временно ввезены со стороны России. Закон запрещает растаможить на льготных условиях любые авто из страны-агрессора”, – объясняет он.

При этом речь идет не о машинах, изготовленных в РФ, а тех, которые въезжали через контрольно-пропускные пункты, граничащие с Россией, уточняет Бучацкий.

Как следствие, “закон дискриминирует половину украинцев с “евробляхами”, уверяет соучредитель” Авто Евро Силы “Александр Чернявский в видео на Facebook-странице организации.

“Фактически [закон] запретил людям из Харькова, Сум, Днепра, Запорожья, Полтавы, Луганщины – то есть всему востоку Украины – растаможивать свои авто, ибо те в силу географии выезжали в нейтральную зону границы между Украиной и РФ и даже не заезжали в Россию”, утверждает он.

Чтобы растаможить такие машины, владельцам нужно сначала вывезти их за границу и заехать по-новому через пропускной пункт, не граничит Россией. А это дополнительные траты денег, времени и т.д.

Штрафы на 170 000 грн и новый проект закона

Времени осталось немного. До конца периода льготной растаможки осталось полтора месяца (участники Операции объединенных сил имеют время до 8 февраля). 10 ноября в силу вступает уже другой закон – о штрафах, а они достигают 170 000 грн.

Чтобы избежать штрафов, “евробляхеры” во главе с представителями “Авто Евро Силы” во время акций 23 сентября требовали у депутатов принять дополнительный законопроект – №6044, поданный на рассмотрение в Раду 13 сентября.

Сначала акцию провели под стенами парламента, позже митингующие пошли в Офис президента и попросили передать свою просьбу Владимиру Зеленскому.

Они вернулись. Евробляхерам не помогла растаможка по 1000 евро. Почему они митингуют?

Одним из авторов документа является депутат от “Слуги народа” Марьян Заблоцкий. В комментарии  LIGA.net он объясняет, что предложенный Раде закон предлагает исправить “неточности” в действующем законодательстве. В частности:

  • позволить свободно растаможить на внутренней таможне и оформлять без переездов “евробляхи”, которые заезжали со стороны нейтральной зоны РФ при условии, что авто не на русской регистрации, не произведено в РФ и не находилось на таможенной территории страны-агрессора;
  • добавить под льготное растаможивание категорию авто с евростандартом “Евро-” и “Евро-1”;
  • позволить растаможивать “бусы” весом 3,5 тонны независимо от евростандарта;
  • позволить растаможивать на льготных условиях гибридные авто;
  • сроки вввоза машин продлить до 15 апреля 2021 года (действующий – 30 декабря 2020 года – с тех пор въехало еще около 70 000 авто);
  • отменить штрафы в 34 000 грн за нарушение 496 ст. Таможенного кодекса (за передачу транспортного средства в пользование третьему лицу);
  • продлить сроки растаможки на три месяца (до февраля 2022 года). А для участников АТО/ООС – еще на полгода (до июня 2022 года).

В случае выполнения, законопроект может принести в бюджет дополнительные 25 млрд грн, указывают авторы.

Однако пока документ находится на ознакомлении транспортного комитета Совета и когда и будет ли принят – неизвестно.

Уляна Букатюк

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Source: biz.liga.net

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *