Новини України » Водород как топливо – мировой тренд. Опыт каких стран и для чего может перенять Украина

Водород как топливо – мировой тренд. Опыт каких стран и для чего может перенять Украина

Чистый, экологический, современный: все это – о “зеленом” водород. Именно его считают топливом будущего и оказывают на него ставки все больше и больше стран. На водные могут ездить автомобили, поезда, им можно заправлять самолеты, он не оставляет вредных выбросов и не наносит вреда окружающей среде. А еще может заменить традиционные энергоносители. И это все – не в далеком будущем, а уже сейчас. В мире наблюдается тренд на водород.

Франция, Япония, Австралия, Норвегия, Германия, Португалия, Испания, США, Чили и Финляндия – вот лишь небольшой список государств, которые уже взяли себе за цель стимулировать добычу водорода и использование его как экологического топлива. Присоединилась к ним и Украина, более того, она может стать ключевым экспортером этого вида топлива для всей Европы, имея хорошую перспективу по количеству возобновляемых источников энергии.

Интересно, что первая водородная установка в мире появилась именно в нашей стране. Директор Института возобновляемой энергетики НАН Украины Степан Кудря разработал в 1994 году проект водородной станции для получения водорода. Впоследствии наши ученые делились опытом создания “зеленого” будущего с европейскими странами.

Украина была и всегда будет передовой страной с огромным потенциалом водородного направления. Также у нас есть все для того, чтобы стать главным экспортером водорода для Европы и привлечь серьезные инвестиции.

А пока расскажу о странах, которые уже активно занимаются развитием водородной энергетики и быть для нас примером.

Япония

Япония рассматривает водород в качестве главного носителя чистой энергии. Благодаря ему вместе с уменьшением выбросов рассчитывает удовлетворить энергетические потребности промышленности и граждан. Более того, страна ставит целью мировое лидерство в темпах внедрения водородных технологий. Ведь первые водородные программы было начато японцами еще в 70-х годах прошлого века, а первую дорожную карту по этому вопросу Япония утвердила в 2014 году.

Своеобразным символом экологических целей страны стала Олимпиада-2020, которая сейчас проходит в Токио. В борьбе за будущее с нулевым углеродным следом Япония и МОК (Международный олимпийский комитет) решили продвигать идею использования водорода и водородного преобразования мировой экономики. Главным символом этих преобразований стал водородный факел Олимпиады-2020. Использовано для него водородное топливо было произведено с помощью “зеленой” солнечной энергии в префектуре Фукусима (напомню, что авария на атомной станции Фукусима-1 нанесла большой вред экологии региона и всего мира). Чистый водород стал главным источником энергии для электричества Олимпийской деревни, 100 экологически чистых автобусов Toyota и 500 водородных автомобилей Mirai, которые обслуживали олимпийцев и гостей события.

Дальнейшие водородные планы Японии очень амбициозны. Уже сейчас страна 135 водородных заправочных станций – больше, чем в любой стране. И эту сеть будет значительно расширена, ведь до 2030 года японцы планируют выпустить 800 000 автомобилей на водородных топливных элементах.

Германия

“Мы делаем Германию водородной страной”, – заявил Федеральный министр транспорта Андреас Шоер. В конце весны стало известно, что немецкое правительство инвестирует 8 млрд евро в 62 масштабные водородные проекты. Избранные инициативы охватывают цепочку от производства водорода к использованию новейшего топлива на транспорте и промышленного применения (в металлургии и химической промышленности). Немецкие чиновники подчеркивают, что предоставленное финансирование – лишь начало дальнейших инвестиций, которых потребует отрасль. Их объем оценивается в 33 млрд евро, 20 млрд евро из которых ожидается от частных инвесторов.

Среди примеров заинтересованности частного бизнеса – завод по производству водорода путем электролиза, который будет строиться в партнерстве между Air Liquide и Siemens Energy. Ожидается, что первая фаза проекту, общая мощность которого составит 30 МВт, будет запущена в начале 2023 года. Его уникальность заключается в том, что электролизер будет интегрирован в существующую местную трубопроводную инфраструктуру Air Liquide. “Зеленый” водород будет обеспечивать ключевые отрасли промышленности и транспорта Оберхаузен, который считается одним из самых промышленно развитых регионов Германии. Для ускорения реализации проекту часть финансирования предоставлено Федеральным министерством экономики и энергетики страны.

Добавлю, что сейчас Федеральный министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмаер сотрудничает с немецкими компаниями с целью решения вопроса транспортировки “зеленого” водорода из Украины в ФРГ, а также в Европейский Союз. Другие ключевые темы касаются дальнейшего развития украинского-германского энергетического партнерства, реализации крупных инвестиционных проектов в области возобновляемой энергетики, включая производство и транспортировкой “зеленого” водорода.

Австралия

Австралийцы утвердили местную водородную стратегию два года назад. Ее реализация до 2030 года является одной из главных задач австралийских чиновников. Стратегия включает более полсотни направлений – начиная от научных исследований и заканчивая ускорением коммерциализации и развитием экспортного потенциала. Ставится цель использования водорода на транспорте, в промышленности, приспособления газотранспортных сетей и тому подобное. Все эти меры получают государственную финансовую поддержку через ряд агентств и государственных объединений.

Среди наиболее амбициозных водородных проектов в мире следует назвать Азиатский хаб возобновляемой энергии, расположенный в австралийском Пилбаре. Ветреная и солнечная электростанции площадью 6,5 тыс. Квадратных километров производить 26000 МВт чистой электроэнергии, большая часть которой будет использоваться в производстве водорода и аммиака для поставки на внутренние и экспортные рынки. Инициатива стоимостью $ 16 млрд обеспечит поставки экологически чистого водорода уже в 2027 году.

Еще один из проектов, который дает возможность заглянуть в будущее, реализуется в Центре инноваций в области экологически чистой энергии газового дистрибьютора в Перте. Там водород, производимый с помощью электролизера, смешивается с природным газом и испытывается в бытовом применении. Этот подход направлен на изучение использования водорода в имеющихся трубопроводах и инфраструктуре.

В Центре водорода Toyota, который мировой производитель автомобилей расположил в пригороде Мельбурна, водород для автозаправочных станций производится с помощью электролизера. Эта технология предлагает альтернативу электромобилям с водородным топливным элементом, который производит электричество для питания электродвигателя.

Австралия (как, собственно, и Украина) имеет очень хорошие возможности для производства и экспорта водорода в больших масштабах из-за обилия энергии ветра, солнца и ископаемого топлива. Также преимуществом австралийцев является близость к азиатских рынков, которые, как ожидается, вскоре станут основными импортерами водорода. В их число входит Япония, импортирует около 90% своих потребностей в энергии.

США

Переход к массовому производству “зеленого” водорода США планирует осуществить до 2030 года. Уже сейчас страна формирует мировой спрос на водную автомобильное топливо. Еще почти 30 000 специализированных машин на водороде используются в американском логистической секторе. Этот “водородный” парк в ближайшие годы возрастет, а под него, разумеется, потребуется соответствующее станций для заправки.

Сейчас местным лидером в использовании водородных технологий является Калифорния. Хочу привести пример нового завода, который строится возле Лос-Анджелеса. Промышленники отрабатывают новую технологию производства “зеленого” водорода из пластика и переработанной бумаги. Сейчас считается, что изобретение позволит сократить выбросы углерода, даже если сравнить с водородом, произведенным с помощью электролиза и возобновляемых источников энергии.

Предполагается, что завод будет выпускать 3800 тонн водорода в год, перерабатывая 40 000 тонн отходов. Также горожане экономить на затратах по захоронению мусора. Город будет использовать водород на транспорте, а также для выработки электроэнергии.

Кроме того, отмечу, что в начале июля Министерство энергетики США объявило о выделении $ 52500000 для финансирования 31 проекту по развитию технологий чистого водорода следующего поколения. Речь идет о ряде инициатив по устранению технических пробелов в технологиях производства, хранения, распределения и использования нового энергоносителя.

Украина и ее водородная сила

В Украине уже есть несколько пилотных водородных проектов по изготовлению, использования и транспортировки водорода. Так, в Южной Бессарабии (Одесская область) создается энергетический кластер, где будет производиться электроэнергия из возобновляемых источников, “зеленый” водород, прорабатывается возможность экспорта энергоносителей в страны Европейского Союза. В планах – реализовать строительство электролизерной станции мощностью 3000 МВт и солнечной электростанции мощностью 5000 МВт.

В южных регионах можно использовать потенциал Дуная. Река будет не только источником пресной воды, но и логистическим маршрутом для транспортировки “зеленого” водорода минимум до пяти стран.

Наше государство имеет прекрасную локацию для того, чтобы стать одним из основных поставщиков “зеленого” водорода для ЕС. Водородная энергетика открывает новые возможности для Украины, у которой есть сеть трубопроводов, подключенных к европейской системе, и инфраструктуру хранения.

Также сконцентрируйте внимание на том, что украинские усилия для предотвращения запуска Северного потока-2 не сработали, и стоит сосредоточиться на “зеленом” водные. Именно он является альтернативой газа. Мы имеем огромный потенциал для наращивания новых мощностей возобновляемых источников энергетики, а также запуска рынка оффшорной ветроэнергетики. Украинская ГТС грозит именно Северный поток-2, поэтому надо быстро ее переориентировать на поставку “зеленого” водорода и сохранить доход страны от транзита. И, как следствие – занять весомое место на международном рынке енергогравцив.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи, публикуемые в разделе “Мнения”, отражают точку зрения автора и могут не совпадать с позицией редакции LIGA.net

Source: biz.liga.net

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *